inlakesh_trip (inlakesh_trip) wrote in freeguides,
inlakesh_trip
inlakesh_trip
freeguides

Categories:

Южная Осетия, Тирский монастырь

Photobucket

Самые живые и яркие впечатления от поездки в Южную Осетию оставил у меня Тирский монастырь.
Центр современного аланского монашества – Тирский Богородице-Рождественский мужской монастырь – расположенный в 9,5 км от центра Цхинвала, пока одно из немногих в Южной Осетии мест, где проводятся регулярные богослужения. Это старинный монастырь, самые ранние постройки которого датируются XII веком, однако, исторических свидетельств о его зарождении и развитии не сохранилось...

По дороге к монастырю – старая крепость, предположительно, фамилии Котаевых. Сейчас от крепостной башни остались развалины да одноэтажная пристройка со сводчатым потолком – прекрасное место для любителей не только осматривать древние руины, но и лазить по ним!



После крепости дорога проходит по разрушенным селениям грузин, мимо родника, где местные жители моют машины.



Далее на пути святой источник и рядом с ним разрушенная церковь в честь святого мученика Або, небесного покровителя города Тбилиси. 

Затем дорога идет вверх и над ней можно увидеть небольшой холм с засохшим деревом на вершине. Это место почитается как священное. Здесь пасут своих коров пастухи.



В хорошую погоду отсюда открывается прекрасный вид на заснеженные горы.



На этом месте в советское время во время сельхоз. работ был найден жреческий саркофаг бронзового века. Крестьяне в страхе разбежались и позвали ученых. Ученые провели исследование и саркофаг, чтя память предков, закопали обратно.

Пройти еще 50 метров по дороге и по левую сторону будут видны крыши храмового комплекса Тирского монастыря, к которому спускается тропа от дороги. Неподалеку под деревом свалены огромные амфоры.



Сосуды эти, необычные в современном обиходе, вероятно, остались от прихожан XIX века. Тогда вино хранили в квери.

Дело в том, что среди местных жителей бытует обычай оставлять часть заготавливаемого вина «для Бога», это вино приносят в церковь по большим праздникам, а так как из церкви забирать ничего нельзя, то там же это вино и выпивается. Вот такие, осушенные во время празднеств сосуды скорее всего и оставляли под этим деревом.



В монастыре сразу привлекает внимание церковь Рождества Пресвятой Богородицы (XII в.) и колокольня (XIVв.), построенные в византийском стиле мастерами, приглашенными из Армении. Камень для строительства, по-видимому, также из Армении, т.к. этой породы (туф) нигде в окрестностях не найти.



У храма есть два придела: северный (XIV в.) и южный (XVII в.). В северном приделе, расположенном между главным приделом и скалой, находится монастырская молельня-усыпальница.



В украшениях построек поражает искусность резьбы по камню и ее удивительная сохранность. Реставрационные вставки (60-е гг XX в.) только подчеркивают мастерство древних резчиков.





В храме впечатляют древние фрески и игра света, падающего в солнечную погоду сквозь узкие оконца. Фрески, аналогов которых в Южной Осетии нет, созданы в XIV в., но хорошо сохранились до нашего времени. На фресках изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом на коленях и архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам.



На колокольне есть небольшое изображение Георгия Победоносца (Уастырджи) - наиболее почитаемого в Южной Осетии святого. С этим Георгием связана легенда. Два брата строили колокольню. Были они знаменитые мастера: один тесал камень, а второй делал кладку. Во время работы брата-каменотеса укусила змея и он умер. Когда мастеру-строителю привезли камни, вытесанные не его братом, он сразу увидел разницу и понял, что случилась беда. В память о любимом брате он и выбил Георгия, побеждающего змея.



У скалы напротив колокольни когда-то была трапезная (XVI век), от нее сейчас сохранилась только каменная кладка, сквозь щель в которой живописно растет дерево.
В монастыре есть также два пещерных храма. Один находится в скале у северного придела храма Пресвятой Богородицы, а вход во второй можно обнаружить меж зарослей кустарника за храмом Пресвятой Богородицы.

На территории монастыря есть грот, из которого идут два подземных хода. В 60-ые годы мальчишки лазали по ним, однако, до конца доходить боялись. Предполагают, что один ход ведет к церкви святого Або и роднику, а второй ход – к церкви Хицури, расположенной в километре от монастыря - у реки Мумлискали (в древности река Тир), что течет ниже монастыря.
В Хицури располагался скит, где жили монахи-отшельники. В эту церковь до сих пор не пускают женщин.
Сейчас вход в пещеры сейчас завален. Местные жители поговаривают, что в пещерах хранятся сокровища. Для этого есть основания – совсем недавно, в XX веке при раскопках возле окрестных церквей находили золотые предметы.

Как до браться от Цхинвала:

На такси.

Стоимость 250 руб.
Если водитель не знает, как ехать, опишите ему маршрут.
Для тех, кто не прочь прогуляться по деревенской дороге, услышать пение птиц и насладиться великолепными пейзажами, рекомендую взять такси до моста (100 руб.), а дальше идти пешком (приблизительно 4,5 км).

Пешком.
От площади "с фонтаном" (приблизительно 9,5 км.).

Маршрут:
От площади по ул. Сталина, далее по ее продолжению – улице 8 июня и ТрансКаМу – до моста через реку Мумлискали (в древности Тир, но местные этогоне знают, собственно и названия Мумлискали они тоже не знают). Дорожного знака с названием реки нет, но это первый на вашем пути мост через реку. Перед мостом свернуть налево и продолжить путь по грунтовой дороге. Через 100 метров по правую руку будет крепость Катаевых. Еще через 200 м грунтовка приведет к роднику, сразу после родника повернуть направо. Больше развилок не будет. Развалины церкви св. Або и родник будет примерно через 2 км. от моста, а сам монастырь через 4,5 км.
 
Tags: Южная Осетия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments